Дистанционное образование: требования нового времени
О дистанционном образовании сегодня не слышал только ленивый. Этот вид обучения успешно развивается в нашей стране. В Европе дистанционное образование достаточно быстро нашло своего ученика. Лица, непосредственно занятые в бизнесе (особенно те, кто работают в быстроменяющихся бизнес-процессах), увидели в нем быстрый и достаточно дешевый способ получения необходимых для работы знаний. По официальной информации, крупные холдинги ежегодно экономят на дистанционном образовании до 75 процентов стоимости курсов. В США количество обучающихся на дневных и дистанционных курсах равно.
Понятие «дистанционное образование» существует достаточно давно. Весь прошлый век лучшие умы мира искали формы для осуществления обучения на расстоянии. Развитие технических средств связи позволило решить проблему общения между преподавателем и учеником. Распространение Internet, совершенствование web-технологий сделали реальным использование дистанционного образования для многих людей. Во всем мире дискуссии о значении и важности этого вида обучения – давно в прошлом. История доказала жизнеспособность этого явления. Преимущества очевидны: если в традиционном образовании для несения правок в учебник потребуются годы, то в электронных учебниках это дело нескольких минут.
Под дистанционным обучением принято понимать получение образования без посещения школы, вуза, каких‑либо курсов. Обучение происходит благодаря современным информационным технологиям и системам коммуникации. Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы пользователя, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.
Осуществляется дистанционное обучение, как правило, по одной модели. Его основу составляют линейные курсы. На сервере находится структурированная информация. Основной текст содержит необходимые отсылки — графическую, звуковую и видеоинформацию. Ссылки носят не случайный характер, а появляются по мере изучения материала. Для создания такой модели особые затраты — временные и материальные — не нужны.
Не стоит забывать, что при дистанционном обучении очень важно наличие четкой мотивации слушателя, определенный уровень знаний и умений в работе с необходимыми средствами информационных и коммуникационных технологий и, конечно, дисциплинированность. В рамках дистанционного образования слушатели обладают возможностью самостоятельно выбирать последовательность изучения учебного материала.
Помимо уже таких доказанных практикой преимуществ, как доступность, мобильность, экономичность система дистанционного образования имеет еще ряд отличий.
До сих пор многие воспринимают электронное обучение как аналог заочного, и это абсолютное заблуждение. Стоит сразу же отметить, что СДО имеет мало общего с заочным образованием. Хорошая программа дистанционного обучения не перегружена большим объемом материалов, охватывает круг наиболее актуальных проблем и имеет возможность постоянного обновления знаний. Информация адаптирована и подана лаконично, в результате чего материал легче усваивается и запоминается.
В хорошо простроенном и отработанном дистанционном курсе реальное общение занимает примерно 10-15% от общей продолжительности обучения. Кроме того, если выдается сертификат или диплом о прохождении обучения, то очный экзамен точно входит в итоговую аттестацию и может быть сдан при помощи автоматизированной системы тестирования или членам государственной экзаменационной комиссии. Выборка тестовых вопросов производится системой случайным образом из специальной базы, охватывающей всю программу дисциплины. Оценки также выставляются автоматически, а затем фиксируются в электронной ведомости и зачетной книжке студента. В итоге картина оценки полученных знаний более объективная и непредвзятая.
В дистанционном формате можно осваивать практически любые дисциплины, только для одних требуется самостоятельное изучение материала на печатных и электронных носителях, а для других требуется телеконференция, форумы, чаты. Форумы позволяют поддерживать общение не только с преподавателем, но и с другими слушателями, что способствует обмену практическим опытом. Такое преимущество дает именно дистанционная форма обучения: времени на общение и осмысление информации больше, чем в вечернее после работы обучение или на тренинге. Для большей убедительности можно привести цифры: из всей информации, полученной на тренинге, человек запоминает только 10-20%. Также стоит учитывать, что основной целью тренинга является отработка практических навыков. А дистанционное образование, в свою очередь, дает более фундаментальную теоретическую подготовку. Мало того, оно часто дает более прочные и глубокие знания, чем очная форма. Уже сейчас эта форма подачи знаний мало, чем отличается от очной формы. Программное обеспечение развивается с огромной скоростью, улучшается качество связи и ее распространение по территории страны.. Ко всему уже сказанному можно добавить, что при создании дистанционных курсов можно эффективно использовать возможности IT-технологий: элементы компьютерных игр, анимации и формата комиксов. Их оптимальный набор и грамотное сочетание дает преимущество и перед заочной формой обучения, где часто все сводится к монотонному зачитыванию материала, и очной (когда лектор не является харизматической личностью и слушать его – одно мучение). Такая подача стимулирует интерес слушателей, повышает уровень мотивации и позволяет достигать целей и задач обучения.
И напоследок, стоит отметить особенности аудитории. Чаще всего это специалисты компаний, которым по разным причинам необходимо получить дополнительное образование. Эта аудитория намного более требовательна к получаемому им учебному продукту, чем школьники и студенты. Причем требования предъявляются и к содержательной части курсов и к форме их подачи. Объяснить это можно несколькими факторами. Во-первых, у специалистов времени и возможностей на обучение практически нет, а результаты нужны как всегда - «еще вчера». Во-вторых, эта аудитория обычно имеет высшее образование и обладает определенным опытом, поэтому ее просто раздражают прописные истины и цитирование классиков маркетинга и менеджмента. В-третьих, постоянные стрессы на работе приводят к тому, что для разрядки взрослые, как дети, любят с увлечением смотреть веселые мультфильмы и играть в захватывающие игры. Удовлетворить подобные запросы вполне можно с помощью системы дистанционного образования.